ИМЕНЕМ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Решение
17 ноября 2006 года г. Тирасполь дело № 1175/06-08
Арбитражный Суд Приднестровской Молдавской Республики, в составе судьи Шидловской О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании иск ООО «Тираспольтрансгаз», г. Тирасполь, ул. Свердлова, 49, к СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс», г. Тирасполь, ул. К. Либкнехта, 395 «а», о взыскании убытков, при участии:
от истца: Ватагина Л.А.- по доверенности от 10.01.2005г. № 01-07/022, Ковалева С.В.- по доверенности от 16.11.2006г. 01-07/79;
от ответчика: представитель, не имеющий надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела в арбитражном суде;
Установил:
ООО «Тираспольтрансгаз» обратилось в арбитражный суд с иском к СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» о взыскании убытков в сумме 6 004 159,58 долларов США, причиненных ненадлежащим исполнением последним обязательств по трехсторонним контрактам об условиях поставки и порядке оплаты продукции, поставляемой в счет поставок российского природного газа в ПМР, заключенным в 2001 году между ООО «Тираспольтрансгаз», ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» и субъектами хозяйствования.
Определением суда от 26 октября 2006 года указанный иск был принят к производству и назначен к судебному разбирательству на 17 ноября 2006 года.
В порядке статьи 80 АПК ПМР судом, исходя из финансового положения истца, было удовлетворено заявленное им при подаче иска ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины до вынесения решения по настоящему делу.
В начале судебного заседания, при проверке в порядке статьи 104 АПК ПМР явки лиц, участвующих в деле и их полномочий, судом было установлено, что в качестве представителя ответчика заявлено лицо, не имеющее надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела в арбитражном суде, а именно:
В качестве документа, подтверждающего должностное положение представителя, как руководителя СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс», была представлена копия Приказа № 11 от 3 ноября 2003 года «О назначении генерального директора СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс», подписанного Членом наблюдательного Совета СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» Министром промышленности ПМР А.И. Блашку.
Однако, из содержания статьи 39 АПК ПМР следует, что дела организаций в арбитражном суде ведут их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом и иными нормативными актами или учредительными документами. При этом, согласно действующей редакции Закона ПМР «Об акционерных обществах», образование (назначение) исполнительного органа акционерного общества, в качестве которого может выступать единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) либо коллегиальный исполнительный орган (дирекция, правление), входит в компетенцию или общего собрания акционеров (ст. 49), или в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества (ст.66).
Следовательно, один из членов наблюдательного совета СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс», являющийся, одновременно, Министром промышленности ПМР, не правомочен решать единолично вопрос о назначении кого-либо генеральным директором закрытого акционерного общества. Более того, смена руководителя организации подлежит отражению в Едином Государственном реестре юридических лиц, что должно быть подтверждено соответствующей выпиской.
При таких обстоятельствах суд не нашел полномочия представителя ответчика соответствующими требованиям процессуального и материального права, в связи с чем не допустил его к участию в процессе.
В связи с изложенным, в порядке пункта 2 статьи 108 АПК ПМР, дело было рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Кроме того, в начале судебного разбирательства судом было разрешено, поступившее в его адрес до дня заседания, письменное ходатайство ответчика об истребовании судом у истца ряда документов и об отложении в связи с этим судебного заседания.
Суд, разрешая в порядке статьи 107 АПК ПМР данное ходатайство ответчика, не счел возможным его удовлетворить по следующим основаниям:
- подписание указанного ходатайства неуполномоченным лицом;
- противоречие требованиям статьи 46 АПК ПМР.
В ходе судебного разбирательства представители истца поддержали требования, заявленные в иске, и просили суд удовлетворить их, пояснив следующее:
03 июня 2005г. между ООО «Тираспольтрансгаз» и СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» был подписан акт сверки по расчетам за отгруженную СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» в адрес своих покупателей и оплаченную ООО «Тираспольтрансгаз» в соответствии с условиями трехсторонних контрактов продукцию. ООО «Тираспольтрансгаз» и СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс», подписывая настоящий акт сверки, установили, что СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» имеет кредиторскую задолженность перед ООО «Тираспольтрансгаз» на сумму 6 004 159,58 дол. США. Данный долг сложился из исполнения ООО «Тираспольтрансгаз» и СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» своих обязательств по трехсторонним договорам, указанным в Приложение к иску № 1 «Сводная ведомость трехсторонних контрактов».
Условиями п. 6.2 трехсторонних контрактов истцу была определена обязанность произвести расчеты с хозяйствующими субъектами ПМР, отгрузившими товар в адреса, указанные ответчиком, по предоставлению реестра или письменного уведомления ответчика о данной отгрузке, т.е. оплатить стоимость товара. Истец свою обязанность исполнил в объеме, заявленном ответчиком (приложение к иску № 2 «Сводная ведомость № 1», приложение №3 «Сводная ведомость № 2», приложение №4 «Сводная ведомость №3»), т.е. в соответствии с условиями контрактов.
Ответчик, в соответствии с п. 6.1.2. контрактов, обязан был перевести на счета ОАО «Газпром» стоимость оплаченных истцом товаров и предоставить истцу платежные поручения с отметкой ПРБ о данной оплате.
Истец считает, что исходя из условий п. 6.2 и п. 6.1.2. договора у ответчика возникла обязанность произвести с поставщиком газа- ООО «Тираспольтрансгаз» расчет на сумму оплаченной им субъектам хозяйствования стоимости отгруженной продукции. Только после предоставления ответчиком истцу платежных поручений с отметкой ПРБ о переводе денежных средств на счета ОАО «Газпром» стоимости отгруженных товаров, истец и ответчик производили зачет своих обязательств.
П. 11.3 контракта стороны определили для себя в качестве правового основания регулирования правоотношений по данным контрактам, - действующее законодательство ПМР. К действующему законодательству ПМР относятся, в том числе, нормативные акты ПРБ, а именно «Инструкция о безналичных расчетах». До 12.11.2002 г. действовала «Инструкция о безналичных расчетах» от 21.11.1993 г., а с 12.11.2002 г. «Инструкция о безналичных расчетах», утвержденная Протоколом № 41 от 12.11.2002 г. Данными инструкциями установлено правило, в каких случаях клиенту банка выдается платежное поручение с отметкой банка об оплате, - и это только в одном случае: при списании денежных средств в адрес их получателя, указанного в платежном документе, со счетов клиента (в данном случае в адрес ОАО «Газпром»). Ответчик частично произвел расчет с ОАО «Газпром» (Приложение № 6 «Свод платежных поручений на перевод денежных средств ОАО «Гапзпром»).
Условиями п. 1.1., п. 1.2., п. 3.1., 6.1.1 контрактов определены права и обязанности хозяйствующего субъекта ПМР и ответчика, из которых вытекает, что хозяйствующий субъект ПМР исполнял обязанность по поставке товаров в связи с поручением ответчика, а у ответчика обязанность поставки товаров определена условиями двухстороннего контракта между СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» и его контрагента в РФ, в рамках которого заключен трехсторонний контракт.
В соответствии с п. 9.1. договора, в случае неисполнения обязательств, стороны договора несут ответственность в соответствии с действующим законодательством ПМР, и сторона, не исполнившая обязательство, компенсирует другой стороне убытки.
П. 12.1 контракта установлена норма, что действие контракта в части расчетов имеет срок до полного выполнения сторонами своих обязательств. Стороны предполагали, указав данную оговорку, что могут возникнуть причины, затрудняющие своевременный расчет. Как видно из Приложения к иску № 7 «Информация о расчетах СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» с ООО «Тираспольтрансгаз» за отгруженную продукцию» в графе «Оплачено» сумма 2002 г. и 2003 г. превышает сумму долга 2001 г. Согласно правилам обычая делового оборота, должник изначально погашает предыдущие долги, а затем последующие. Это также связано с начислением ОАО «Газпром» пени за несвоевременную оплату за газ. П. 2 ст. 331 ГК ПМР установлено, что должник обязан рассчитаться в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования об его исполнении. Исковое заявление о требовании расчета с истцом было подано в Арбитражный суд ПМР в 2005 г, на основании которого было возбуждено арбитражное дело № 967/05-08. При этом ответчик по настоящее время не произвел расчеты с истцом.
П. 1 ст. 15 ГК ПМР и п. 9.1 контрактов предоставил право истцу требовать у ответчика возмещения убытков в связи с неисполнением ответчиком своих обязательств. Истец, оплатив хозяйствующим субъектам стоимость отправленной ими продукции на сумму 6 004 159,58 долларов США, исполнил свою обязанность, установленную нормой п. 6.2 контракта, и понес убытки. Истец считает, что сумма 6 004 159,58 долларов США, оплаченная хозяйствующим субъектам ПМР, по предоставленным реестрам ответчиком - это его убытки.
На основании изложенного истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу возмещение убытков в указанном размере.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, проверив обоснованность исковых требований, заслушав представителей истца, суд пришел к выводу о том, что исковые требования ООО «Тираспольтрансгаз» подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:
В силу статьи 326 ГК ПМР обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и правил,- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как установлено материалами дела, обязательственные отношения между сторонами основаны на трехсторонних контрактах об условиях поставки и порядке оплаты продукции, поставляемой в счет оплаты поставок российского природного газа в Приднестровскую Молдавскую Республику, заключенных между ООО «Тираспольтрансгаз» (далее ТТГ), СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» (далее ЗАО) и хозяйствующими субъектами ПМР. Полный перечень контрактов приведен в Приложении к иску № 1 «Сводная ведомость трехсторонних контрактов», а копии их приобщены к материалам дела.
В соответствии с условиями данных трехсторонних контрактов, при толковании которых судом, согласно статье 448 ГК ПМР, принимается во внимание буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, они (контракты), были заключены в целях определения условий поставки продукции товаров производственно-технического назначения, товаров народного потребления и продуктов питания предприятиям ОАО «Газпром» предприятиями ПМР и порядка расчетов за поставленную продукцию (п.п. 1.1. и 1.2. контрактов).
Разделами 6 контрактов «Условия платежей и порядок расчетов» определены обязанности ЗАО и ТТГ. Так, в соответствии с п. 6.1.2. ЗАО обязалось, начиная с последней отгрузки текущего месяца и после передачи документов, произвести:
- на первое число следующего месяца за месяцем отгрузки- представление в ТТГ Реестра выручки, утвержденного Министерством промышленности ПМР, на сумму отгруженной продукции;
- в течение 30 дней следующего месяца за месяцем отгрузки, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления соответствующей партии товаров грузополучателем,- представление в ТТГ платежных поручений (заявлений на перевод денежных средств на р/счет ОАО «Газпром») с отметкой ПРБ в счет оплаты за природный газ на сумму поставленной продукции, при соблюдении Заводом условий Контракта.
В свою очередь, ТТГ приняло на себя следующее обязательство:
по получении от ЗАО Реестра выручки, утвержденного Министерством промышленности ПМР на первое число каждого месяца, а также письменного уведомления, извещения ОАО «Газпром» о списании задолженности или платежного поручения (заявления на перевод денежных средств на расчетный счет ОАО «Газпром») с отметкой ПРБ (в разрезе предприятий, отгрузивших продукцию в ОАО «Газпром» в счет расчетов за газ), произвести расчеты с субъектами хозяйствования, отгрузившими товар, в пределах суммы, списанной в ОАО «Газпром» задолженности… (п.6.2.1.).
Таким образом, исходя из приведенных договорных положений следует, что ЗАО обязалось совершить определенные действия, направленные на списание в ОАО «Газпром» задолженности по поставкам российского природного газа в ПМР, путем перевода денежных средств на расчетный счет ОАО «Газпром» на сумму, поставленной приднестровскими предприятиями продукции. ТТГ же обязался произвести расчеты с субъектами хозяйствования, отгрузившими товар, в пределах списанной в ОАО «Газпром» задолженности, по получении от ЗАО в определенные условиями контрактов сроки необходимых документов.
При этом, как было установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, в частности приложениями к иску №2 «Сводная ведомость № 1 по отгрузке продукции собственного производства хозяйствующими субъектами ПМР по трехсторонним контрактам ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» в 2001году», №3 «Сводная ведомость № 2 по отгрузке продукции собственного производства хозяйствующими субъектами ПМР по трехсторонним контрактам ЗАО «Приднестровьегазимпэкс в 2002 году», № 4 «Сводная ведомость № 3 по отгрузке продукции собственного производства хозяйствующими субъектами ПМР по трехсторонним контрактам ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» в 2003 году», реестрами на отгрузку продукции СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс», в рамках трехсторонних контрактов, являющихся фактическими основаниями исковых требований истца, приднестровскими предприятиями было отгружено продукции на сумму 19 251 277,76 долларов США.
Из Приложения №6 к иску «Реестр платежных поручений с отметкой ПРБ (ПГИ)» и приобщенных к материалам дела копий заявлений на перевод, следует, что ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» были перечислены, в соответствии с условиями контрактов, на расчетный счет ОАО «Газпром» денежные средства в сумме 13 247 118,16 долларов США. Из которых сумма 2 369 287,98 долларов США была возвращена поставкой продукции АОЗТ «Тиротекс» из суммы предзачета в размере 3 269 287,98 долларов.
Таким образом, остаток денежных средств, подлежащих перечислению, но не перечисленных ответчиком на расчетный счет ОАО «Газпром», в соответствии с условиями трехсторонних контрактов, соответственно составил 6 004 159,58 долларов США.
Таким образом, из фактических обстоятельств дела явствует, что ответчиком не в полном объеме исполнено его договорное обязательство по переводу на расчетный счет ОАО «Газпром» денежных средств, в счет оплаты за природный газ на сумму поставленной продукции. Кроме того, ответчиком нарушены сроки представления ТТГ платежных поручений (заявлений на перевод денежных средств на р/счет ОАО «Газпром») с отметкой ПРБ в счет оплаты за природный газ на сумму поставленной предприятиями продукции. То есть, имеет место ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств.
Следствием ненадлежащего исполнения ответчиком его договорных обязательств явилось не только не уменьшение задолженности перед ОАО «Газпром» за поставленный в ПМР природный российский газ, но и причинение истцу убытков на сумму неперечисленных на расчетный счет ОАО «Газпром» денежных средств.
Так, истец- ООО «Тираспольтрансгаз», ввиду длительности непредставления ответчиком в установленные сроки полного набора требуемых документов для расчетов с субъектами хозяйствования, отгрузившими продукцию в ОАО «Газпром» в счет расчетов за газ, руководствуясь Распоряжением Президента ПМР «О расчетах с предприятиями, осуществляющими отгрузку продукции в счет расчетов с ОАО «Газпром» от 21 июня 2001 года № 394рп, в целях активизации расчетов за поставляемый в ПМР российский природный газ, произвел в полном объеме расчет с предприятиями в рамках трехсторонних контрактов.
Доказательствами данному обстоятельству служат обозренные в судебном заседании акты зачета взаимных требований между ООО «Тираспольтрансгаз», хозяйствующим субъектом и ООО «Тираспольгаз»; документы о выдаче в счет отгруженной продукции в погашение задолженности за газ векселей; приказы Министерства промышленности ПМР о разрешении ООО «Тираспольтрансгаз» произвести оплату в счет отгруженной продукции и платежные поручения на перечисление денежных средств предприятиям.
В силу статьи 15 ГК ПМР под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).
Основываясь на приведенных законодательных положениях, а также исходя из фактических обстоятельств дела, суд находит возможным определить заявленную истцом в его исковых требованиях сумму убытков как реальный ущерб.
Вместе с этим, учитывая то, что убытки являются мерой ответственности, как за неисполнение, так и за ненадлежащее исполнение обязательств, при рассмотрении исков о взыскании убытков на истце лежит процессуальная обязанность доказать факт и размер понесенного им ущерба, причиненного ненадлежащим исполнением ответчиком договора, а также причинную связь между действиями ответчика и возникшими убытками.
Анализ фактических обстоятельств дела, равно как и все доказательства, представленные истцом в подтверждение его исковых требований, позволяют суду сделать вывод об их обоснованности и доказанности.
Гражданское законодательство исходит из презумпции вины нарушителя обязательства. При этом бремя доказывания отсутствия вины возлагается на ответчика. Следовательно, поскольку ответчиком- СП ЗАО «Приднестрвьегазимпэкс» не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии его вины в ненадлежащем исполнении обязательств по трехсторонним контрактам, суд считает вину ответчика установленной.
При таких обстоятельствах исковые требования ООО «Тираспольтрансгаз» подлежат удовлетворению.
Таким образом, с СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» в пользу ООО «Тираспольтрансгаз» подлежит взысканию возмещение убытков в сумме 6 004 159,58 долларов США.
В соответствии со статьей 84 АПК ПМР судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Принимая во внимание то, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьей 124 АПК ПМР суд, удовлетворил ходатайство истца о принятии мер по обеспечению исполнения решения в виде наложения ареста на имущество, активы и денежные средства, принадлежащие ответчику, в том числе на активы СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс», в пределах суммы удовлетворенных исковых требований.
Арбитражный Суд ПМР, рассмотрев в открытом судебном заседании иск ООО «Тираспольтрансгаз» к СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс», руководствуясь статьями 113-116 АПК ПМР,-
Решил:
- Исковые требования ООО «Тираспольтрансгаз» удовлетворить.
- Взыскать с СП ЗАО «Приднестровьегазимпэкс» в пользу ООО «Тираспольтрансгаз» возмещение убытков в сумме 6 004 159,58 долларов США.
- Взыскать с ответчика в доход республиканского бюджета через НИ по г. Тирасполь государственную пошлину в размере 507 749 рублей 19 копеек.
- Принять меры по обеспечению исполнения настоящего решения в виде наложения ареста на имущество, активы и денежные средства, принадлежащие ответчику, в пределах суммы удовлетворенных исковых требований в размере 6 004 159,58 долларов США.
Решение может быть обжаловано в течение 20 дней после принятия.
Судья О.А. Шидловская скачать dle 12.1 |